Как записывается адрес в строку состояния
Часть 5: Строка состояния и таймеры
Составленные Вами программы на JavaScript могут выполнять запись в строку состояния — прямоугольник в нижней части окна Вашего браузера. Все, что Вам необходимо для этого сделать — всего лишь записать нужную строку в window.status. В следующем примере создаются две кнопки, которые можно использовать, чтобы записывать некий текст в строку состояния и, соответственно, затем его стирать.
Данный скрипт выглядит следующим образом: Итак, мы создаем форму с двумя кнопками. Обе эти кнопки вызывают функцию statbar(). Вызов от клавиши Писать! выглядит следующим образом: В скобках мы написали строку: ‘Привет! Это окно состо\яни\я!’. Это как раз и будет текст, передаваемый функции statbar(). В свою очередь, можно видеть, что функция statbar() определена следующим образом: В заголовке функции в скобках мы поместили слово txt. Это означает, что строка, которую мы передали этой функции, помещается в переменную txt.
Передача функциям переменных — прием, часто применяемый для придания функциям большей гибкости. Вы можете передать функции несколько таких аргументов — необходимо лишь отделить их друг от друга запятыми.
Строка txt заносится в строку состояния посредством команды window.status = txt.
Соответственно, удаление текста из строки состояния выполняется как запись в window.status пустой строки.
Механизм вывода текста в строку состояния удобно использовать при работе со ссылками. Вместо того, чтобы выводить на экран URL данной ссылки, Вы можете просто на словах объяснять, о чем будет говориться на следующей странице. Так link демонстрирует это — достаточно лишь поместить указатель вашей мыши над этой ссылкой: Исходный код этого примера выглядит следующим образом: Здесь мы пользуемся процедурами onMouseOver и onMouseOut, чтобы отслеживать моменты, когда указатель мыши проходит над данной ссылкой.
Вы можете спросить, а почему в onMouseOver мы обязаны возвращать результат true. На самом деле это означает, что браузер не должен вслед за этим выполнять свой собственный код обработки события MouseOver. Как правило, в строке состояния браузер показывает URL соответствующей ссылки. Если же мы не возвратим значение true, то сразу же после того, как наш код был выполнен, браузер перепишет строку состояния на свой лад — то есть наш текст будет тут же затерт и читатель не сможет его увидеть. В общем случае, мы всегда можем отменить дальнейшую обработку события браузером, возвращая true в своей собственной процедуре обработки события.
в JavaScript 1.0 процедура onMouseOut еще не была представлена. И если Вы пользуетесь Netscape Navigator 2.x, то возможно на различных платформах Вы можете получить различные результаты. Например, на платформах Unix текст исчезает даже несмостря на то, что браузер не знает о существовании процедуры onMouseOut. В Windows текст не исчезает. И если Вы хотите, чтобы ваш скрипт был совместим с Netscape 2.x для Windows, то можете, к примеру, написать функцию, которая записывает текст в окно состояния, а потом стирает его через некоторый промежуток времени. Программируется это с помощью таймера timeout. Подробнее работу с таймерами мы рассмотрим в одном из следующих параграфов.
В этом скрипте Вы можете видеть еще одну вещь — в некоторых случаях Вам понадобится печатать символы кавычек. Например, мы хотим напечатать текст Don’t click me — однако поскольку мы передаем эту строку в процедуру обработки события onMouseOver, то мы используем для этого одинарные кавычки. Между тем, как слово Don’t тоже содержит символ одинарной кавычки! И в результате если Вы просто впишете ‘Don’t . ‘, браузер запутается в этих символах ‘. Чтобы разрешить эту проблему, Вам достаточно лишь поставить обратный слэш \ перед символом кавычки — это означает, что данный символ предназначен именно для печати. (То же самое Вы можете делать и с двойными кавычками — «).
С помощью функции Timeout (или таймера) Вы можете запрограммировать компьютер на выполнение некоторых команд по истечении некоторого времени. В следующем скрипте демострируется кнопка, которая открывает выпадающее окно не сразу, а по истечении 3 секунд.
Скрипт выглядит следующим образом: Здесь setTimeout() — это метод объекта window. Он устанавливает интервал времени — я полагаю, Вы догадываетесь, как это происходит. Первый аргумент при вызове — это код JavaScript, который следует выполнить по истечении указанного времени. В нашем случае это вызов — «alert(‘Врем\я истекло!’)». Обратите пожалуйста внимание, что код на JavaScript должен быть заключен в кавычки.
Во втором аргументе компьютеру сообщается, когда этот код следует выполнять. При этом время Вы должны указывать в миллисекундах (3000 миллисекунд = 3 секунда).
Теперь, когда Вы знаете, как делать записи в строке состояния и как работать с таймерами, мы можем перейти к управлению прокруткой. Вы уже могли видеть, как текст перемещается строке состояния. В Интернет этим приемом пользуются повсеместно. Теперь же мы рассмотрим, как можно запрограммировать прокрутку в основной линейке. Рассмотрим также и всевозможные усовершенствования этой линейки.
Создать бегущую строку довольно просто. Для начала давайте задумаемся, как вообще можно создать в строке состояния перемещающийся текст — бегущую строку. Очевидно, сперва мы должны записать в строку состояния некий текст. Затем по истечении короткого интервала времени мы должны записать туда тот же самый текст, но при этом немного переместив его влево. Если мы это сделаем несколько раз, то у пользователя создастся впечатление, что он имеет дело с бегущей строкой.
Однако при этом мы должны помнить еще и о том, что обязаны каждый раз вычеслять, какую часть текста следует показывать в строке состояния (как правило, объем текстового материала превышает размер строки состояния).
Эта кнопка откроет окно и покажет образец прокрутки:
Итак, исходный код скрипта — я добавил к нему еще некоторые комментарии:
Большая часть функции scroll() нужна для вычленения той части текста, которая будет показана пользователю. Я не буду объяснять этот код подробно — Вам необходимо лишь понять, как вообще осуществляется эта прокрутка.
Чтобы запустить этот процесс, мы используемся процедурой обработки события onLoad, описанной в тэге <body>. То есть функция scroll() будет вызвана сразу же после загрузки HTML-страницы.
Через посредство процедуры onLoad мы вызываем функцию scroll(). Первым делом в функции scroll() мы устанавливаем таймер. Этим гарантируется, что функция scroll() будет повторно вызвана через 100 миллисекунд. При этом текст будет перемещен еще на один шаг и запущен другой таймер. Так будет продолжаться без конца.
(В Netscape Navigator 2. x с таким типом скроллинга были некоторые проблемы — его выполнение иногда приводило к появлению ошибки ‘Out of memory’. Я получил много писем, где объяснялось, что это возникает вследствие рекурсивного вызова функции scroll(), что в конце концов приводит к выходу за пределы памяти. Но это не так. Данный вызов функции не является рекурсивным! Рекурсию мы получим, если будем вызывать функцию scroll() непосредственно внутри самой же функции scroll(). А этого здесь мы как раз и не делаем. Прежняя функция, установившая таймер, закончивается еще до того, как начинается выполнение новой функции. Проблема же состояла в том, что в действительности мы не могли в JavaScript выполнять коррекцию строк. И если Вы пробуете сделать это, то JavaScript просто-напросто создавал новый объект — но при этом не удалял старый. Именно таким образом происходило переполнение памяти.)
Скроллинг используется в Интернет довольно широко. И есть риск, что быстро он станет непопулярным. Я должен признаться, что и сам не очень его люблю. В большинстве страниц, где он применяется, особенно раздражает то, что из-за непрерывного скроллинга становится невозможным прочесть в строке состояния адрес URL. Эту проблему можно было бы решить, позаботившись о приостановке скроллига, если происходит событие MouseOver — и, соответственно, продолжении, когда финсируется onMouseOut. Если Вы хотите попытаться создать скроллинг, то пожалуйста не используйте стандартный его вариант — пробуйте привнести в него некоторые приятные особенности. Возможен вариант, когда одна часть текста приходит слева, а другая — справа. И когда они встречаются посередине, то в течение некоторых секунд текст остается неизменным. Воспользовавшись небольшой долей фантазии, Вы конечно же сможете найти еще несколько хороших альтернатив (некоторые примеры я привожу в своей книге).
Часть 5: Строка состояния и таймеры
Составленные Вами программы на JavaScript могут выполнять запись в строку состояния — прямоугольник в нижней части окна Вашего браузера. Все, что Вам необходимо для этого сделать — всего лишь записать нужную строку в window.status. В следующем примере создаются две кнопки, которые можно использовать, чтобы записывать некий текст в строку состояния и, соответственно, затем его стирать.
<script language=»JavaScript»>
function statbar(txt) <
window.status = txt;
<input type=»button» name=»look» value
<input type=»button» name=»erase» value=»Стереть!»
Итак, мы создаем форму с двумя кнопками. Обе эти кнопки вызывают функцию statbar(). Вызов от клавиши Писать! выглядит следующим образом:
statbar(‘Привет! Это окно состо\яни\я!’);
В скобках мы написали строку: ‘Привет! Это окно состо\яни\я!’ Это как раз и будет текст, передаваемый функции statbar(). В свою очередь, можно видеть, что функция statbar() определена следующим образом:
function statbar(txt) <
window.status = txt;
В заголовке функции в скобках мы поместили слово txt. Это означает, что строка, которую мы передали этой функции, помещается в переменную txt. Передача функциям переменных — прием, часто применяемый для придания функциям большей гибкости. Вы можете передать функции несколько таких аргументов — необходимо лишь отделить их друг от друга запятыми. Строка txt заносится в строку состояния посредством команды window.status = txt. Соответственно, удаление текста из строки состояния выполняется как запись в window.status пустой строки.
Механизм вывода текста в строку состояния удобно использовать при работе со ссылками. Вместо того, чтобы выводить на экран URL данной ссылки, Вы можете просто на словах объяснять, о чем будет говориться на следующей странице. Следующая ссылка демонстрирует это — достаточно лишь поместить указатель вашей мыши над этой ссылкой:
<a href=»dontclck.htm»
onMouseOver=»window.status= ‘Don\’t click me!’; return true;»
onMouseOut=»window.status=»;»>link</a>
Здесь мы пользуемся процедурами onMouseOver и onMouseOut, чтобы отслеживать моменты, когда указатель мыши проходит над данной ссылкой. Вы можете спросить, а почему в onMouseOver мы обязаны возвращать результат true. На самом деле это означает, что браузер не должен вслед за этим выполнять свой собственный код обработки события MouseOver. Как правило, в строке состояния браузер показывает URL соответствующей ссылки. Если же мы не возвратим значение true, то сразу же после того, как наш код был выполнен, браузер перепишет строку состояния на свой лад — то есть наш текст будет тут же затерт и читатель не сможет его увидеть. В общем случае, мы всегда можем отменить дальнейшую обработку события браузером, возвращая true в своей собственной процедуре обработки события.
В JavaScript 1.0 процедура OnMouseOut еще не была представлена. И если Вы пользуетесь Netscape Navigator 2.x, то возможно на различных платформах Вы можете получить различные результаты. Например, на платформах Unix текст исчезает даже несмостря на то, что браузер не знает о существовании процедуры onMouseOut. В Windows текст не исчезает. И если Вы хотите, чтобы ваш скрипт был совместим с Netscape 2.x для Windows, то можете, к примеру, написать функцию, которая записывает текст в окно состояния, а потом стирает его через некоторый промежуток времени. Программируется это с помощью таймера timeout. Подробнее работу с таймерами мы рассмотрим в одном из следующих параграфов.
В этом скрипте Вы можете видеть еще одну вещь — в некоторых случаях Вам понадобится печатать символы кавычек. Например, мы хотим напечатать текст Don’t click me — однако поскольку мы передаем эту строку в процедуру обработки события onMouseOver, то мы используем для этого одинарные кавычки. Между тем, как слово Don’t тоже содержит символ одинарной кавычки! И в результате если Вы просто впишете ‘‘Don’t . ‘, браузер запутается в этих символах ‘. Чтобы разрешить эту проблему, Вам достаточно лишь поставить обратный слэш \ перед символом кавычки — это означает, что данный символ предназначен именно для печати. (То же самое Вы можете делать и с двойными кавычками — «).
С помощью функции Timeout (или таймера) Вы можете запрограммировать компьютер на выполнение некоторых команд по истечении некоторого времени. В следующем скрипте демострируется кнопка, которая открывает выпадающее окно не сразу, а по истечении 3 секунд.
Скрипт выглядит следующим образом:
<script language=»JavaScript»>
function timer() <
setTimeout(«alert(‘Врем\я истекло!’)», 3000);
<input type=»button» value=»Timer» onClick=»timer()»>
Здесь setTimeout() — это метод объекта window. Он устанавливает интервал времени — я полагаю, Вы догадываетесь, как это происходит. Первый аргумент при вызове — это код JavaScript, который следует выполнить по истечении указанного времени. В нашем случае это вызов — alert(‘Врем\я истекло!’). Обратите пожалуйста внимание, что код на JavaScript должен быть заключен в кавычки. Во втором аргументе компьютеру сообщается, когда этот код следует выполнять. При этом время Вы должны указывать в миллисекундах (3000 миллисекунд = 3 секунда).
Теперь, когда Вы знаете, как делать записи в строке состояния и как работать с таймерами, мы можем перейти к управлению прокруткой. Вы уже могли видеть, как текст перемещается строке состояния. В Интернет этим приемом пользуются повсеместно. Теперь же мы рассмотрим, как можно запрограммировать прокрутку в основной линейке. Рассмотрим также и всевозможные усовершенствования этой линейки. Создать бегущую строку довольно просто. Для начала давайте задумаемся, как вообще можно создать в строке состояния перемещающийся текст — бегущую строку. Очевидно, сперва мы должны записать в строку состояния некий текст. Затем по истечении короткого интервала времени мы должны записать туда тот же самый текст, но при этом немного переместив его влево. Если мы это сделаем несколько раз, то у пользователя создастся впечатление, что он имеет дело с бегущей строкой. Однако при этом мы должны помнить еще и о том, что обязаны каждый раз вычеслять, какую часть текста следует показывать в строке состояния (как правило, объем текстового материала превышает размер строки состояния).
(online-версия руководства позволит Вам проверить этот скрипт немедленно)
Итак, исходный код скрипта — я добавил к нему еще некоторые комментарии:
<script language=»JavaScript»>
// выбор текста дл\я прокрутки
var scrtxt +
«Это JavaScript! » +
«Это JavaScript!»;
var len = scrtxt.length;
var width = 100;
var pos = -(width + 2);
function scroll() <
// напечатать заданный текст справа и установить таймер
// перейти на исходную позицию для следующего шага
// вычленить видимую часть текста
var scroller = «»;
pos = -(width + 2);
// если текст еще не дошел до левой границы, то мы должны
// добавить перед ним несколько пробелов. В противном случае мы должны
// вырезать начало текста (ту часть, что уже ушла за левую границу
for (var i = 1; i <= Math.abs(pos); i++) <
scroller = scroller + » «;>
scroller = scroller + scrtxt.substring(0, width — i + 1);
scroller = scroller + scrtxt.substring(pos, width + pos);
// разместить текст в строке состо\яни\я
window.status = scroller;
// вызвать эту функцию вновь через 100 миллисекунд
setTimeout(«scroll()», 100);
Наша HTML-страница.
Большая часть функции scroll() нужна для вычленения той части текста, которая будет показана пользователю. Я не буду объяснять этот код подробно — Вам необходимо лишь понять, как вообще осуществляется эта прокрутка. Чтобы запустить этот процесс, мы используемся процедурой обработки события onLoad, описанной в тэге <body>. То есть функция scroll() будет вызвана сразу же после загрузки HTML-страницы. Через посредство процедуры onLoad мы вызываем функцию scroll(). Первым делом в функции scroll() мы устанавливаем таймер. Этим гарантируется, что функция scroll() будет повторно вызвана через 100 миллисекунд. При этом текст будет перемещен еще на один шаг и запущен другой таймер. Так будет продолжаться без конца.
(В Netscape Navigator 2. x с таким типом скроллинга были некоторые проблемы — его выполнение иногда приводило к появлению ошибки ‘Out of memory’. Я получил много писем, где объяснялось, что это возникает вследствие рекурсивного вызова функции scroll(), что в конце концов приводит к выходу за пределы памяти. Но это не так. Данный вызов функции не является рекурсивным! Рекурсию мы получим, если будем вызывать функцию scroll() непосредственно внутри самой же функции scroll(). А этого здесь мы как раз и не делаем. Прежняя функция, установившая таймер, закончивается еще до того, как начинается выполнение новой функции. Проблема же состояла в том, что в действительности мы не могли в JavaScript выполнять коррекцию строк. И если Вы пробуете сделать это, то JavaScript просто-напросто создавал новый объект — но при этом не удалял старый. Именно таким образом происходило переполнение памяти.)
Скроллинг используется в Интернет довольно широко. И есть риск, что быстро он станет непопулярным. Я должен признаться, что и сам не очень его люблю. В большинстве страниц, где он применяется, особенно раздражает то, что из-за непрерывного скроллинга становится невозможным прочесть в строке состояния адрес URL. Эту проблему можно было бы решить, позаботившись о приостановке скроллига, если происходит событие MouseOver — и, соответственно, продолжении, когда финсируется onMouseOut. Если Вы хотите попытаться создать скроллинг, то пожалуйста не используйте стандартный его вариант — пробуйте привнести в него некоторые приятные особенности. Возможен вариант, когда одна часть текста приходит слева, а другая — справа. И когда они встречаются посередине, то в течение некоторых секунд текст остается неизменным. Воспользовавшись небольшой долей фантазии, Вы конечно же сможете найти еще несколько хороших альтернатив (некоторые примеры я привожу в своей книге).
HTTP-запросы: структура, методы, строка статуса и коды состояния
Большинство используемых нами веб- и мобильных приложений постоянно взаимодействуют с глобальной сетью. Почти все подобные коммуникации совершаются с помощью запросов по протоколу HTTP. Рассказываем о них подробнее.
Большинство используемых нами веб- и мобильных приложений постоянно взаимодействуют с глобальной сетью. Почти все подобные коммуникации совершаются с помощью запросов по протоколу HTTP. Рассказываем о них подробнее.
Базово о протоколе HTTP
HTTP (HyperText Transfer Protocol, дословно — «протокол передачи гипертекста») представляет собой протокол прикладного уровня, используемый для доступа к ресурсам Всемирной Паутины. Под термином гипертекст следует понимать текст, в понятном для человека представлении, при этом содержащий ссылки на другие ресурсы.
Данный протокол описывается спецификацией RFC 2616. На сегодняшний день наиболее распространенной версией протокола является версия HTTP/2, однако нередко все еще можно встретить более раннюю версию HTTP/1.1.
В обмене информацией по HTTP-протоколу принимают участие клиент и сервер. Происходит это по следующей схеме:
- Клиент запрашивает у сервера некоторый ресурс.
- Сервер обрабатывает запрос и возвращает клиенту ресурс, который был запрошен.
По умолчанию для коммуникации по HTTP используется порт 80, хотя вместо него может быть выбран и любой другой порт. Многое зависит от конфигурации конкретного веб-сервера.
HTTP-сообщения: запросы и ответы
Данные между клиентом и сервером в рамках работы протокола передаются с помощью HTTP-сообщений. Они бывают двух видов:
- Запросы (HTTP Requests) — сообщения, которые отправляются клиентом на сервер, чтобы вызвать выполнение некоторых действий. Зачастую для получения доступа к определенному ресурсу. Основой запроса является HTTP-заголовок.
- Ответы (HTTP Responses) — сообщения, которые сервер отправляет в ответ на клиентский запрос.
Само по себе сообщение представляет собой информацию в текстовом виде, записанную в несколько строчек.
В целом, как запросы HTTP, так и ответы имеют следующую структуру:
- Стартовая строка (start line) — используется для описания версии используемого протокола и другой информации — вроде запрашиваемого ресурса или кода ответа. Как можно понять из названия, ее содержимое занимает ровно одну строчку.
- HTTP-заголовки (HTTP Headers) — несколько строчек текста в определенном формате, которые либо уточняют запрос, либо описывают содержимое тела сообщения.
- Пустая строка, которая сообщает, что все метаданные для конкретного запроса или ответа были отправлены.
- Опциональное тело сообщения, которое содержит данные, связанные с запросом, либо документ (например HTML-страницу), передаваемый в ответе.
Рассмотрим атрибуты HTTP-запроса подробнее.
Стартовая строка
Стартовая строка HTTP-запроса состоит из трех элементов:
- Метод HTTP-запроса (method, реже используется термин verb). Обычно это короткое слово на английском, которое указывает, что конкретно нужно сделать с запрашиваемым ресурсом. Например, метод GET сообщает серверу, что пользователь хочет получить некоторые данные, а POST — что некоторые данные должны быть помещены на сервер.
- Цель запроса. Представлена указателем ресурса URL, который состоит из протокола, доменного имени (или IP-адреса), пути к конкретному ресурсу на сервере. Дополнительно может содержать указание порта, несколько параметров HTTP-запроса и еще ряд опциональных элементов.
- Версия используемого протокола (либо HTTP/1.1, либо HTTP/2), которая определяет структуру следующих за стартовой строкой данных.
В примере ниже стартовая строка указывает, что в качестве метода используется GET, обращение будет произведено к ресурсу /index.html, по версии протокола HTTP/1.1:
Основные структурные элементы URL.
Разберемся с каждым из названных элементов подробнее.
Методы
Методы позволяют указать конкретное действие, которое мы хотим, чтобы сервер выполнил, получив наш запрос. Так, некоторые методы позволяют браузеру (который в большинстве случаев является источником запросов от клиента) отправлять дополнительную информацию в теле запроса — например, заполненную форму или документ.
Ниже приведены наиболее используемые методы и их описание:
Разберемся с каждым из названных элементов подробнее.
Метод | Описание |
GET | Позволяет запросить некоторый конкретный ресурс. Дополнительные данные могут быть переданы через строку запроса (Query String) в составе URL (например ?param=value).О составляющих URL мы поговорим чуть позже. |
POST | Позволяет отправить данные на сервер. Поддерживает отправку различных типов файлов, среди которых текст, PDF-документы и другие типы данных в двоичном виде. Обычно метод POST используется при отправке информации (например, заполненной формы логина) и загрузке данных на веб-сайт, таких как изображения и документы. |
HEAD | Здесь придется забежать немного вперед и сказать, что обычно сервер в ответ на запрос возвращает заголовок и тело, в котором содержится запрашиваемый ресурс. Данный метод при использовании его в запросе позволит получить только заголовки, которые сервер бы вернул при получении GET-запроса к тому же ресурсу. Запрос с использованием данного метода обычно производится для того, чтобы узнать размер запрашиваемого ресурса перед его загрузкой. |
PUT | Используется для создания (размещения) новых ресурсов на сервере. Если на сервере данный метод разрешен без надлежащего контроля, то это может привести к серьезным проблемам безопасности. |
DELETE | Позволяет удалить существующие ресурсы на сервере. Если использование данного метода настроено некорректно, то это может привести к атаке типа «Отказ в обслуживании» (Denial of Service, DoS) из-за удаления критически важных файлов сервера. |
OPTIONS | Позволяет запросить информацию о сервере, в том числе информацию о допускаемых к использованию на сервере HTTP-методов. |
PATCH | Позволяет внести частичные изменения в указанный ресурс по указанному расположению. |
Получение доступа к ресурсам по HTTP-протоколу осуществляется с помощью указателя URL (Uniform Resource Locator). URL представляет собой строку, которая позволяет указать запрашиваемый ресурс и еще ряд параметров.
Использование URL неразрывно связано с другими элементами протокола, поэтому далее мы рассмотрим его основные компоненты и строение:
Поле Scheme используется для указания используемого протокола, всегда сопровождается двоеточием и двумя косыми чертами (://).
Host указывает местоположение ресурса, в нем может быть как доменное имя, так и IP-адрес.
Port, как можно догадаться, позволяет указать номер порта, по которому следует обратиться к серверу. Оно начинается с двоеточия (:), за которым следует номер порта. При отсутствии данного элемента номер порта будет выбран по умолчанию в соответствии с указанным значением Scheme (например, для http:// это будет порт 80).
Далее следует поле Path. Оно указывает на ресурс, к которому производится обращение. Если данное поле не указано, то сервер в большинстве случаев вернет указатель по умолчанию (например index.html).
Поле Query String начинается со знака вопроса (?), за которым следует пара «параметр-значение», между которыми расположен символ равно (=). В поле Query String могут быть переданы несколько параметров с помощью символа амперсанд (&) в качестве разделителя.
Не все компоненты необходимы для доступа к ресурсу. Обязательно следует указать только поля Scheme и Host.
Версии HTTP
Раз уж мы упомянули версию протокола как элемента стартовой строки, то стоит сказать об основных отличиях версий HTTP/1.X от HTTP/2.X.
Последняя стабильная, наиболее стандартизированная версия протокола первого поколения (версия HTTP/1.1) вышла в далеком 1997 году. Годы шли, веб-страницы становились сложнее, некоторые из них даже стали приложениями в том виде, в котором мы понимаем их сейчас. Кроме того, объем медиафайлов и скриптов, которые добавляли интерактивность страницам, рос. Это, в свою очередь, создавало перегрузки в работе протокола версии HTTP/1.1.
Стало очевидно, что у HTTP/1.1 есть ряд значительных недостатков:
- Заголовки, в отличие от тела сообщения, передавались в несжатом виде.
- Часто большая часть заголовков в сообщениях совпадала, но они продолжали передаваться по сети.
- Отсутствовала возможность так называемого мультиплексирования — механизма, позволяющего объединить несколько соединений в один поток данных. Приходилось открывать несколько соединений на сервере для обработки входящих запросов.
С выходом HTTP/2 было предложено следующее решение: HTTP/1.X-сообщения разбивались на так называемые фреймы, которые встраивались в поток данных.
Фреймы данных (тела сообщения) отделялись от фреймов заголовка, что позволило применять сжатие. Вместе с появлением потоков появился и ранее описанный механизм мультиплексирования — теперь можно было обойтись одним соединением для нескольких потоков.
Единственное о чем стоит сказать в завершение темы: HTTP/2 перестал быть текстовым протоколом, а стал работать с «сырой» двоичной формой данных. Это ограничивает чтение и создание HTTP-сообщений «вручную». Однако такова цена за возможность реализации более совершенной оптимизации и повышения производительности.
Заголовки
HTTP-заголовок представляет собой строку формата «Имя-Заголовок:Значение», с двоеточием(:) в качестве разделителя. Название заголовка не учитывает регистр, то есть между Host и host, с точки зрения HTTP, нет никакой разницы. Однако в названиях заголовков принято начинать каждое новое слово с заглавной буквы. Структура значения зависит от конкретного заголовка. Несмотря на то, что заголовок вместе со значениями может быть достаточно длинным, занимает он всего одну строчку.
В запросах может передаваться большое число различных заголовков, но все их можно разделить на три категории:
- Общего назначения, которые применяются ко всему сообщению целиком.
- Заголовки запроса уточняют некоторую информацию о запросе, сообщая дополнительный контекст или ограничивая его некоторыми логическими условиями.
- Заголовки представления, которые описывают формат данных сообщения и используемую кодировку. Добавляются к запросу только в тех случаях, когда с ним передается некоторое тело.
Ниже можно видеть пример заголовков в запросе:
Самые частые заголовки запроса
Заголовок | Описание |
Host | Используется для указания того, с какого конкретно хоста запрашивается ресурс. В качестве возможных значений могут использоваться как доменные имена, так и IP-адреса. На одном HTTP-сервере может быть размещено несколько различных веб-сайтов. Для обращения к какому-то конкретному требуется данный заголовок. |
User-Agent | Заголовок используется для описания клиента, который запрашивает ресурс. Он содержит достаточно много информации о пользовательском окружении. Например, может указать, какой браузер используется в качестве клиента, его версию, а также операционную систему, на которой этот клиент работает. |
Refer | Используется для указания того, откуда поступил текущий запрос. Например, если вы решите перейти по какой-нибудь ссылке в этой статье, то вероятнее всего к запросу будет добавлен заголовок Refer: https://selectel.ru |
Accept | Позволяет указать, какой тип медиафайлов принимает клиент. В данном заголовке могут быть указаны несколько типов, перечисленные через запятую (‘ , ‘). А для указания того, что клиент принимает любые типы, используется следующая последовательность — */*. |
Cookie | Данный заголовок может содержать в себе одну или несколько пар «Куки-Значение» в формате cookie=value. Куки представляют собой небольшие фрагменты данных, которые хранятся как на стороне клиента, так и на сервере, и выступают в качестве идентификатора. Куки передаются вместе с запросом для поддержания доступа клиента к ресурсу. Помимо этого, куки могут использоваться и для других целей, таких как хранение пользовательских предпочтений на сайте и отслеживание клиентской сессии. Несколько кук в одном заголовке могут быть перечислены с помощью символа точка с запятой (‘ ; ‘), который используется как разделитель. |
Authorization | Используется в качестве еще одного метода идентификации клиента на сервере. После успешной идентификации сервер возвращает токен, уникальный для каждого конкретного клиента. В отличие от куки, данный токен хранится исключительно на стороне клиента и отправляется клиентом только по запросу сервера. Существует несколько типов аутентификации, конкретный метод определяется тем веб-сервером или веб-приложением, к которому клиент обращается за ресурсом. |
Тело запроса
Завершающая часть HTTP-запроса — это его тело. Не у каждого HTTP-метода предполагается наличие тела. Так, например, методам вроде GET, HEAD, DELETE, OPTIONS обычно не требуется тело. Некоторые виды запросов могут отправлять данные на сервер в теле запроса: самый распространенный из таких методов — POST.
Ответы HTTP
HTTP-ответ является сообщением, которое сервер отправляет клиенту в ответ на его запрос. Его структура равна структуре HTTP-запроса: стартовая строка, заголовки и тело.
Строка статуса (Status line)
Стартовая строка HTTP-ответа называется строкой статуса (status line). На ней располагаются следующие элементы:
- Уже известная нам по стартовой строке запроса версия протокола (HTTP/2 или HTTP/1.1).
- Код состояния, который указывает, насколько успешно завершилась обработка запроса.
- Пояснение — короткое текстовое описание к коду состояния. Используется исключительно для того, чтобы упростить понимание и восприятие человека при просмотре ответа.
Так выглядит строка состояния ответа.
Коды состояния и текст статуса
Коды состояния HTTP используются для того, чтобы сообщить клиенту статус их запроса. HTTP-сервер может вернуть код, принадлежащий одной из пяти категорий кодов состояния:
Категория | Описание |
1xx | Коды из данной категории носят исключительно информативный характер и никак не влияют на обработку запроса. |
2xx | Коды состояния из этой категории возвращаются в случае успешной обработки клиентского запроса. |
3xx | Эта категория содержит коды, которые возвращаются, если серверу нужно перенаправить клиента. |
4xx | Коды данной категории означают, что на стороне клиента был отправлен некорректный запрос. Например, клиент в запросе указал не поддерживаемый метод или обратился к ресурсу, к которому у него нет доступа. |
5xx | Ответ с кодами из этой категории приходит, если на стороне сервера возникла ошибка. |
Полный список кодов состояния доступен в спецификации к протоколу, ниже приведены только самые распространенные коды ответов:
Категория | Описание |
200 OK | Возвращается в случае успешной обработки запроса, при этом тело ответа обычно содержит запрошенный ресурс. |
302 Found | Перенаправляет клиента на другой URL. Например, данный код может прийти, если клиент успешно прошел процедуру аутентификации и теперь может перейти на страницу своей учетной записи. |
400 Bad Request | Данный код можно увидеть, если запрос был сформирован с ошибками. Например, в нем отсутствовали символы завершения строки. |
403 Forbidden | Означает, что клиент не обладает достаточными правами доступа к запрошенному ресурсу. Также данный код можно встретить, если сервер обнаружил вредоносные данные, отправленные клиентом в запросе. |
404 Not Found | Каждый из нас, так или иначе, сталкивался с этим кодом ошибки. Данный код можно увидеть, если запросить у сервера ресурс, которого не существует на сервере. |
500 Internal Error | Данный код возвращается сервером, когда он не может по определенным причинам обработать запрос. |
Помимо основных кодов состояния, описанных в стандарте, существуют и коды состояния, которые объявляются крупными сетевыми провайдерами и серверными платформами. Так, коды состояния, используемые Selectel, можно посмотреть здесь.
Заголовки ответа
Response Headers, или заголовки ответа, используются для того, чтобы уточнить ответ, и никак не влияют на содержимое тела. Они существуют в том же формате, что и остальные заголовки, а именно «Имя-Значение» с двоеточием (:) в качестве разделителя.
Ниже приведены наиболее часто встречаемые в ответах заголовки:
Категория | Пример | Описание |
Server | Server: ngnix | Содержит информацию о сервере, который обработал запрос. |
Set-Cookie | Set-Cookie:PHPSSID=bf42938f | Содержит куки, требуемые для идентификации клиента. Браузер парсит куки и сохраняет их в своем хранилище для дальнейших запросов. |
WWW-Authenticate | WWW-Authenticate: BASIC realm=»localhost» | Уведомляет клиента о типе аутентификации, который необходим для доступа к запрашиваемому ресурсу. |
Тело ответа
Последней частью ответа является его тело. Несмотря на то, что у большинства ответов тело присутствует, оно не является обязательным. Например, у кодов «201 Created» или «204 No Content» тело отсутствует, так как достаточную информацию для ответа на запрос они передают в заголовке.
Безопасность HTTP-запросов, или что такое HTTPs
HTTP является расширяемым протоколом, который предоставляет огромное количество возможностей, а также поддерживает передачу всевозможных типов файлов. Однако, вне зависимости от версии, у него есть один существенный недостаток, который можно заметить если перехватить отправленный HTTP-запрос:
Да, все верно: данные передаются в открытом виде. HTTP сам по себе не предоставляет никаких средств шифрования.
Но как же тогда работают различные банковские приложения, интернет-магазины, сервисы оплаты услуг и прочие приложения, в которых циркулирует чувствительная информация пользователей?
Время рассказать про HTTPs!
HTTPs (HyperText Transfer Protocol, secure) является расширением HTTP-протокола, который позволяет шифровать отправляемые данные, перед тем как они попадут на транспортный уровень. Данный протокол по умолчанию использует порт 443.
Теперь если мы перехватим не HTTP , а HTTPs-запрос, то не увидим здесь ничего интересного:
Данные передаются в едином зашифрованном потоке, что делает невозможным получение учетных данных пользователей и прочей критической информации средствами обычного перехвата.
Повысьте безопасность на сетевых портах с Selectel
Три межсетевых экрана для любых потребностей бизнеса.
Если хотите подробнее узнать о деталях работы протокола, читайте статью в нашем блоге →
Как отправить HTTP-запрос и прочитать его ответ
Теория это, конечно, отлично, но ничего так хорошо не закрепляет материал, как практика
Мы рассмотрим несколько способов, как написать HTTP-запрос в браузер, послать HTTP-запрос на сервер и получить ответ:
- Инструменты разработчика в браузере.
- Утилита cURL.
Инструменты разработчика
Основной программой на наших устройствах, которая работает с HTTP-протоколом, в большинстве случаев является браузер. Помимо обычных пользователей, с браузерами часто работают и разработчики веб-приложений. Именно их инструментами мы воспользуемся для работы с запросами и ответами.
По нажатию комбинации клавиш [Ctrl+Shift+I] или просто [F12] в подавляющем большинстве современных браузеров у нас откроется окно инструментов разработчика, которая представляет собой панель с несколькими вкладками. Нужная нам вкладка обычно называется Network. Перейдем в нее, а в адресной строке введем URL того сайта, на который хотим попасть. В качестве примера воспользуемся сайтом блога Selectel — https://selectel.ru/blog/.
После нажатия Enter сайт начнет загружаться, а открытая вкладка Network — заполняться различными элементами, начиная все больше напоминать приборную панель самолета.
Не спешите пугаться. Это всего лишь список ресурсов, которые нужны для правильного отображения и работы сайта.
Нажав на любой из них, мы можем увидеть детали обработки отправленного запроса:
В данном запросе, например:
- URL, к которому было совершено обращение — https://selectel.ru/blog,
- Метод, который был использован в запросе — GET,
- И в качестве кода возврата сервер вернул нам страницу с кодом статуса — 200 OK
Утилита cURL
Следующий инструмент, с помощью которого мы сможем послать запрос на тот или иной сервер, это утилита cURL.
cURL (client URL) является небольшой утилитой командной строки, которая позволяет работать с HTTP и рядом других протоколов.
Для отправки запроса и получения ответа мы можем воспользоваться флагом -v и указанием URL того ресурса, который мы хотим получить. «Схему» HTTP-запроса можно увидеть на скрине ниже:
После запуска утилита выполняет:
- подключение к серверу,
- самостоятельно разрешает все вопросы, необходимые для отправки запроса по HTTPs,
- отправляет запрос, содержимое которого мы можем видеть благодаря флагу -v,
- принимая ответ от сервера, отображает его в командной строке «как-есть».
Помимо этого, у данной утилиты есть огромное количество опций, которые предоставляют возможности по детальной настройке отправляемых запросов. Все эти возможности и делают ее такой популярной у веб-разработчиков и других специалистов, которым приходится работать с протоколом HTTP.
Заключение
HTTP представляет собой расширяемый протокол прикладного уровня, на котором работает весь веб-сегмент интернета. В данной статье мы рассмотрели принцип его работы, структуру, «компоненты» HTTP-запросов. Коснулись вопросов отличия версий протокола, HTTPs — его расширения, добавляющего шифрование. Разобрали устройство запроса, поняли, как можно отправить HTTP-запрос и получить ответ от сервера.
HTTP протокол: основные правила Интернета, которые должен знать каждый веб-разработчик. Как браузер взаимодействует с сервером.
Тема 5: HTTP ответы сервера: строка состояния HTTP ответа, коды состояния, заголовки HTTP ответа, примеры
- 02.06.2016
- HTTP протокол, Сервера и протоколы
- 5 комментариев
Привет, читатель блога ZametkiNaPolyah.ru! Продолжим знакомиться с протоколом HTTP в рубрике серверы и протоколы и ее разделе HTTP протокол. В этой записи мы с тобой разберем, как отвечает HTTP сервер на запросы клиента. Как всегда: понятно и с примерами, но если тебе что-то будет непонятно — не стесняйся спросить в комментариях. Ответ ты получишь, как минимум, HTTP. Как ты уже догадался, в этой записи мы с тобой будем говорить про HTTP ответы сервера, а конкретнее: про строку состояния HTTP ответа сервера, немного поговорим про коды состояния HTTP ответа, посмотрим какие заголовки сервер может посылать в ответ на запрос и разберем несколько примеров HTTP ответа сервера.
HTTP ответы сервера: строка состояния HTTP ответа, коды состояния, заголовки HTTP ответа, примеры
Структура HTTP ответа сервера
Если вы хотите узнать всё про протокол HTTP, обратитесь к навигации по рубрике HTTP протокол. HTTP ответы – это HTTP сообщение, которое посылает сервер в ответ на запрос клиента. Ответы HTTP сервера строго регламентированы и имеют четкую структуру. Структура HTTP ответа сервера состоит из:
- Строки состояния HTTP ответа, в которой сервер указывает версию HTTP протокола и код состояния.
- Нуля или нескольких полей HTTP заголовка, разделенных между собой символом CRLF.
- Пустой строки (в этой строке должен быть только символ CRLF), эта строка обозначает окончание полей заголовка.
- Необязательное тело HTTP сообщения.
Для тех кому непонятно словесное описание структуры HTTP ответа сервера приведем пример:
Мы обозначили структуру HTTP ответа сервера. Давайте теперь рассмотрим каждую из составляющих HTTP ответа сервера в отдельности.
Строка состояния HTTP ответа сервера
Первая строка в HTTP ответе – это строка состояния, иначе Status-Line. Она состоит из версии протокола HTTP, числового кода состояния HTTP сервера и поясняющей фразы. Окончание строки состояния в HTTP ответе является символ CRLF. Пример строки состояния HTTP ответа сервера:
Вот таким нехитрым образом записывается строка состояния в HTTP ответ. Да, кстати, строка состояния — это параметр HTTP.
Код состояния HTTP ответа и поясняющая фраза
О кодах состояния HTTP ответа я планирую написать несколько отдельных публикаций с пояснениями и дополнениями, а вот в этой записи мы ограничимся лишь кратким обзором кодов состояний HTTP ответа, иначе статья была бы не полной.
Вообще, правильно говорить элемент кода состояния или Status-Code – это целочисленный трехразрядный код результата понимания и удовлетворения запроса клиента. Грубо говоря, это число, которое показывает то, как сервер понял запрос клиента. К коду состояния HTTP ответа идет поясняющая фраз, которая предназначена для людей, чтобы те понимали, что в итоге случилось. Давайте сведем в таблицу коды состояний HTTP сервера и дадим к ним пояснения: