Как сделать блок схему в опен офис
Перейти к содержимому

Как сделать блок схему в опен офис

  • автор:

4 Создание схем алгоритмов средствами OpenOffice Draw

Запускаем OpenOffice Draw из меню Пуск/Программы/OpenOffice.org/OpenOffice.org Draw.

После запуска программы автоматически создается пустой документ, в котором можно сразу начинать рисование (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 – Пустая диаграмма OpenOffice Draw

По умолчанию предлагается размещать графические элементы на рабочем пространстве формата A4. Его размер определяется в меню Формат/Страница и может быть установлен как в стандартные величины A0, A1…A6, так и не стандартно. Следует отметить, что размер рабочего пространства не связан с размером бумаги печатающего устройства, непосредственно подключенного к компьютеру, на котором производится рисование.

Используя кнопки панели инструментов «Рисование», выбираем необходимую фигуру и размещаем её на рабочем пространстве. Например, скругленный прямоугольник используем как блок начала и окончания алгоритма (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 – Выбор типа графического элемента

Некоторые элементы снабжены средствами изменения их параметров. В частности, для «скругленного прямоугольника» может быть изменен радиус закругления (рисунок 4.3).

Рисунок 4.3 – Изменение специфических параметров элемента

Рисунок 4.4 – Ввод текста в элемент

Копирование блоков может быть выполнено через буфер обмена – меню Правка/Копировать, Вставить или CTRL+C, CTRL+V. Для добавления надписи внутрь графического элемента необходимо выполнить на этом элементе двойное нажатие левой клавишей мыши (рисунок 4.4).

Первоначально, элементы следует размещать приблизительно. Точное выравнивание производится после того, как все элементы размещены и соединены линиями.

Цвет заливки графических элементов может быть изменен при помощи кнопки Стиль/Заливка области панели инструментов Линия и Заливка (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 – Выбор цвета заливки элемента

Связывание элементов обеспечивается при помощи «Соединительных линий». Стрелки на соединительных линиях могут быть изменены позднее. Наиболее универсальная соединительная линия, которая так и называется «Соединительная линия» (рисунок 4.6).

4.1 Соединительные линии

Рисунок 4.6 – Выбор типа линии-соединителя

Рисунок 4.7 – Подсветка точек присоединения начала линии-соединителя

Выбрав соединительную линию нужного типа, наводим указатель мыши на элементисточник. Его контур примет пунктирный вид, а в местах возможного присоединения соединительных линий появятся перекрестия. Нажимаем левую клавишу мыши на нужном перекрестии и, не отпуская клавишу, ведем к элементу, с которым должно быть выполнено соединение (рисунок 4.7).

Рисунок 4.8 –Подсветка точек присоединения окончания линии-соединителя

После наведения указателя мыши на подчиненный элемент, его контур также меняет вид, и появляются перекрестия, аналогично первому элементу. Наводим на перекрестие и отпускаем левую клавишу мыши (рисунок 4.8).

Рисунок 4.9 – Выбор типа линии-соединителя

Соединяем все элементы аналогичным образом. При необходимости изменить внешний вид соединительной линии следует на соответствующей соединительной линии нажать правую клавишу мыши и выбрать пункт контекстного меню «Линия» (рисунок 4.9).

В открывшемся диалоговом окне можно выбрать тип стрелок, цвет и ширину (рисунок

Drawing an organization chart

Draw offers no special toolbar for creating organization charts, where individual fields appear as rectangles. Drawing these charts presents no special problems, however (see Figure 1). The use of different fill colors clearly represents organizational linkages and by drawing rectangles with different heights you can see the various hierarchies. With a color progression from dark tones to bright, this effect can be reinforced. Watch that the color choices maintain a good contrast between text color and background so that you can easily read the printed diagram.

Example of an Organization Chart.

Figure 1: Example of an Organization Chart.

At the beginning it is useful to prepare a setup page or draft, with snap lines, to assist in drawing the various hierarchies and responsibility paths and typical boxes that you will use in drawing the chart.

Draft with snap lines.

Figure 2: Draft with snap lines.

Individual boxes are placed and dimensioned according to ‘feel’. The exact size (particularly width), position, and color will be fixed later. It is sometimes easier to draw only one box per level, to duplicate this box and then move it to the desired position. In Chapter 4 you will find useful the commands for making mirror copies, and the section on styles could also be helpful. One can also select an object and use the menu command Edit > Duplicate in order to make copies of one or more boxes (see Figure 3). The spacing of the duplicated object(s) to the original can be input in the placement fields for X and Y axes – note that positive values for X and Y are (relative the original object) to the right and downwards respectively.

Duplicating an object.

Figure 3: Duplicating an object.

Which replication technique you choose to use is up to you. The draft for the example in this chapter should look similar to that in Figure 4.

The finished draft.

Figure 4: The finished draft.

In the next step you can see how to add text to individual boxes. As described in Chapter 2 (Drawing basic shapes) the text is best input as an element in the box. Activate the button [[Image:]] on the Options toolbar and then double-click the box to enter text into it. Alternatively select the box and press F2. You should then see a blinking cursor in the box and the Text Formatting toolbar should be visible.

If the text formatting is as you want it, you can input text. Depending on the length and formatting of the text it may be necessary to adjust the size of the box and the spacing to neighboring boxes. Adjustments can be made initially with the mouse and then “fine tuning” is possible with the Position and Size window.

Now you can set up the fill colors and store the drawing. The connections between the boxes are not drawn with ordinary lines but with the Connectors which Draw uses. How you draw these connectors and add text to them is described in detail later in this chapter.

You can also use text frames for the boxes. These have the advantage of automatic line breaks. Figure 5 shows the individual editing steps of text input, adding lines and setting the background color for a text frame.

Working with text boxes.

Figure 5: Working with text boxes.

Как сделать схему в опен офис. Как сделать схему в опен офис Как вставить схему в опен офис

В текстовом редакторе OpenOffice.org Writer можно не только писать обычный текст, корректировать его, копировать, удалять, переносить, изменять параметры шрифта и прочее. Редактор позволяет также рисовать линии и фигуры, создавая рисунки . Кроме того, есть возможность создавать красивые надписи в виде объектов, применяя к этим объектам специальные эффекты , позволяющие получить объёмные надписи различных цветов и фактур с различным освещением и расположением на листе.
Все эти функции удобно использовать, например, при создании собственных открыток или рисунков.
Откройте чистый лист «Текстовый документ» в текстовом редакторе OpenOffice.

Внизу экрана имеется панель инструментов «Рисование» и «Текстовые эффекты».

Если они не видны, для активации панелей нажмите вверху слева «Вид», в выпавшем списке переведите курсор ниже на строку «Панели инструментов» и далее вправо в списке поставьте птички в строке «Рисование» и в строке «Текстовые эффекты». Панель соответствующих инструментов появится внизу экрана.

Нажмите кнопку с подсказкой «Линия». Поставьте курсор на поле листа и, не отпуская левую кнопку мыши, проведите линию, отпустите и отодвиньте курсор. Вновь поставьте курсор к концу линии на голубую метку, добившись, чтобы курсор принял форму крестика без стрелок.
Щёлкните мышкой и вновь проведите линию. Если найти такое положение курсора на линии, когда он принимает форму креста со стрелками, то нажав мышкой можно перетаскивать эту линию на другое место. В верхней строке экрана можно изменять тип линии, толщину и цвет.

Попробуйте использовать в нижней строке кнопки «Прямоугольник» и «Эллипс». Следует нажать кнопку, поставить на поле курсор и продвинуть его. Поставьте курсор на одну из голубых меток нарисованной фигуры так, чтобы курсор принял форму двухсторонней стрелки, и потяните за метку. Таким образом можно изменять размер и форму фигуры.

Следующая кнопка «Полилиния». Нажмите её, поставьте курсор на поле и, не отпуская, нарисуйте волнистую линию. С помощью голубых меток можно изменять форму линии аналогично действиям, описанным выше.

Нажмите кнопку «Выноски». Поставьте курсор на фигуру и потяните в сторону, выбрав положение выноски, отпустите курсор. Квадрат образовался для вставки текста. Размер квадрата можно изменять метками. Угловая метка изменяет размер пропорционально. Теперь можно ввести в поле квадрата текст. Для того чтобы он разместился по центру, следует выбрать кнопку выравнивания по центру вверху экрана. Поиграйте со всеми метками и выясните их функции.
Чтобы снять выделение фигуры нужно щёлкнуть на свободном поле. Чтобы продолжить редактирование фигуры, нужно её активизировать, щёлкнув на ней.

Попробуйте применить все следующие кнопки в «Панели рисования». Нажмите кнопку, поставьте курсор и тяните в сторону, контролируя нужную форму и размер фигуры. Не забывайте, что каждую фигуру можно изменять позднее с помощью меток, активизировав её.

Рассмотрим очень интересную кнопку «Галерея текстовых эффектов». С помощью этой функции можно создать очень красивые надписи или заголовки. Я часто использую такие надписи для создания поздравительных открыток. После нажатия кнопки появится окно различных стилей текстов. Выберите кликом один из них и нажмите «ОК».

Надпись встанет на поле листа, возможно, она будет слишком большого размера. Потяните за угловую метку, чтобы уменьшить размер пропорционально. Курсор должен иметь вид двухсторонней стрелки. Перенесите надпись на нужное место, поставив курсор в виде креста со стрелками на неё.
Теперь нужно заменить предложенный нам текст на свой собственный. Дважды щёлкните по тексту.

Поверх текста появился чёрный текст, справа от которого мигает вертикальная черта курсора (обведена красной линией). С помощью клавиши «Backspace» сотрите надпись, курсор переместится влево.

Введите с клавиатуры свой текст.

Щёлкните на свободном поле. Текст на поле изменился.

Для редактирования активизируйте текст щелчком. Вверху увидите две панели «Текстовые эффекты» и «Параметры 3D». Нажимая все кнопки на этих панелях, можно проследить за результатом действий.

Изменив размер глубины, направления (читайте подсказки на кнопках при наведении на них курсора), освещения (с какой стороны лампочка), выбрав тип поверхности и цвет 3D, можно до неузнаваемости изменить наш объект. Кроме того, можно добавить изменений с помощью меток, добиваясь нужного размера и положения надписи.

С помощью выбора градиента в верхней строке экрана также можно получить новый цветовой эффект. Попробуйте разные варианты.

Если нажать в верхней строке кнопку «Повернуть», то на объекте в центре появится кружок, за который можно повернуть надпись под любым углом.

Активизируйте объект (надпись).
Нажмите в верхней строке на панели «Текстовые эффекты» «Форма текстового эффекта» (смотрите подсказку). В развёрнутой таблице выберите «Волна».

Объект примет форму волны. Наведите курсор на одну из круглых жёлтых меток, курсор примет форму руки. Потянув за метку можно изменить форму волны.

На лист документа можно также вставить фотографию. Нажмите внизу кнопку с подсказкой «Из файла».

Это фото можно сделать полупрозрачным, установив желаемый процент прозрачности. Снимите выделение щёлчком на свободном поле. Если вы хотите вставить ещё фото или писать текст, опустите курсор ниже на свободное поле нажатием клавиши «Enter».

Нажмите в верхней строке «Вставка» и выберите из списка «Файл». Откроется окно для выбора папки, найдите файл текстового документа, выделите его и нажмите «Открыть».

OpenOffice.org Draw. Это достаточно простой и в то же время функциональный векторный графический редактор, являющийся частью пакета OpenOffice.org. К несомненным достоинствам этого редактора следует отнести удобный интерфейс, единый для всех офисных приложений и,

как следствие, привычный пользователю. Редактор может использоваться для построения схем, диаграмм, создания иллюстраций, в школьном курсе как база для изучения векторной графики.

1. Введение в OpenOffice.org Draw

OpenOffice.org Draw является векторным графическим редактором. OpenOffice.org Draw позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. Кроме того, можно вставлять в рисунки таблицы, диаграммы, формулы и другие элементы, созданные в программах OpenOffice.org. Данное приложение очень удобно использовать для создания блок-схем, диаграмм и чертежей. Объекты векторной графики создаются в OpenOffice.org Draw с использованием линий и кривых, определенных с помощью математических векторов. Векторы описывают линии, эллипсы и многоугольники в соответствии с их геометрией.

Приложение OpenOffice.org Draw является частью пакета OpenOffice.org, имеет привычный пользователю интерфейс, единый для всех программ офисного пакета, что облегчает освоение приемов работы с редактором.

С помощью OpenOffice.org Draw можно создавать простые объемные объекты, например кубы, сферы и цилиндры, и даже изменять освещение объектов.

Запуск программы можно осуществить несколькими способами. Если используется дистрибутив Линукс Мастер , для запуска программы нужно в меню Пуск выбрать раздел Офис и в нем выбрать Векторная графика (OpenOffice.org Draw) . Следует учесть, что если используется другой дистрибутив, или дистрибутив Линукс Ма-

настроен по-другому, запуск программы может осуществляться иначе.

Для сохранения работы нужно в меню

Файл выбрать пункт Сохранить как . По умолчанию программа предлагает сохранить работу в формате odg .

Программа OpenOffice.org Draw позволяет экспортировать файлы в различных графических форматах, например BMP, GIF, JPG и PNG.

2. Интерфейс программы

Как уже упоминалось ранее, приложение OpenOffice.org Draw имеет стандартный для офисного пакета интерфейс.

Чтобы использовать команды меню, необходимо выбрать окно, содержащее документ, с которым будет выполняться работа. Подобным образом необходимо выделить объект в документе, чтобы использовать команды меню, связанные с объектом. Эти меню зависимы от контекста. То есть доступными будут те пункты меню, которые связаны с работой, выполняемой в текущий момент. Если курсор установлен на тексте, будут доступны все пункты меню, необходимые для редактирования текста. Если выделен графический объект в документе, будут доступны все пункты меню, которые можно использовать для редактирования графических объектов.

Это меню содержит общие команды для работы с документами OpenOffice.org Draw, например команды «Открыть», «Закрыть» и «Печать». Чтобы выйти из программы, выберите команду Выход .

Меню позволяет запускать систему справки OpenOffice.org и управлять ею.

Панель Рисование содержит основные инструменты для рисования.

Открыв панель инструментов Соединительные линии, можно добавлять в слайд соединительные линии объектов. Соединительная линия связывает объекты друг с другом и остается прикрепленной к ним даже при перемещении объектов. При копировании объекта, имеющего соединительную линию, она копируется вместе с объектом.

Существуют четыре типа соединительных линий:

Чтобы добавить или удалить какую-либо панель, нужно выбрать пункт Панели инструментов в меню Вид . По умолчанию пользователю предлагается использовать лист формата А4 в книжной ориентации. Для того чтобы изменить исходные параметры страницы, нужно в меню Формат выбрать пункт Страница.

3. Объекты и работа с ними

3.1. Контуры и заливка объектов

3.1.1. Заливка цветом

Для создания объектов используется панель Рисование , подробно описанная в предыдущей главе.

Каждый объект имеет контур и заливку. Простейшее редактирование контуров и заливок доступно с панели Линии и заливка.

Объект может иметь четыре разных типа заливки (цвет, градиент, штриховка, растровая текстура) или вовсе не иметь заливки.

Для того чтобы применить к объекту сплошную заливку цветом, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Цвет , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора цветов.

При желании пользователь может составить собственный цвет и добавить его в таблицу цветов.

Чтобы определить дополнительный цвет:

Выберите команду Формат — Область и откройте вкладку Цвета . Будет отображена таблица стандартных цветов. (Изменения цветовой таблицы становятся постоянными и сохраняются автоматически).

Щелкните цвет в таблице, похожий на тот, который нужно получить. Цвет отображается в верхнем поле просмотра в правой части таблицы.

Выберите цветовую модель RGB или CMYK в поле, расположенном под полями просмотра.В цветовой модели RGB для создания цветов на экране компьютера смешиваются красный, зеленый и синий цвета. В этой модели цветовые компоненты RGB складываются и могут иметь значения от 0 (черный) до 255 (белый). В цветовой модели CMYK, используемой при создании цветов для печати, соединены бирюзовый (C), светлопурпурный (M), желтый (Y) и черный (K) цвета. Четыре цвета в модели CMYK вычитаются и определяются в процентах. Черный соответствует 100 %, а белый — 0 %. Введите числовые значения в полях рядом с цветовыми компонентами. Новый цвет появляется в поле просмотра, расположенном непосредственно над полем цветовой модели. Цвет может быть создан с помощью цветового спектра. Нажмите кнопку Правка , чтобы открыть диалоговое окно Цвет . Выберите цвет и нажмите кнопку OK . Поля Оттенок , Сочность и Яркость позволяют скорректировать выбранный цвет.

Выполните одно из следующих действий:

Чтобы заменить цвет в таблице стандартных цветов, на основе которой создан дополнительный цвет, нажмите кнопку Изменить .

Чтобы добавить цвет в таблицу стандартных цветов, введите его название в текстовом поле Имя и нажмите кнопку Добавить .

3.1.2 Градиентная заливка

Для того чтобы применить к объекту градиентную заливку, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Градиент , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов.

Разрешается создавать собственные и изменять существующие градиенты, а также сохранять и загружать список файлов градиентов.

Создание пользовательского градиента

Выберите команду ФорматОбласть и откройте вкладку Градиенты.

Выберите из списка градиент, который будет использоваться в качестве основы для нового градиента, и нажмите кнопку Добавить.

Введите имя градиента в текстовое поле и нажмите кнопку ОК . Имя появится в конце списка градиентов и будет выделено для изменения.)

Задайте свойства градиента и нажмите кнопку Изменить , чтобы сохранить градиент.

Нажмите кнопку ОК .

Изменение свойств градиента, а также прозрачности рисованного объекта можно выполнять с помощью мыши.

3.1.3. Заливка штриховкой

Для того чтобы применить к объекту заливку штриховкой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Штриховка , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

3.1.4. Заливка растровой текстурой

Для того чтобы применить к объекту заливку растровой текстурой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Растровое изображение , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

У пользователя есть возможность добавлять собственные растровые изображения в список текстур для дальнейшего использования их в качестве заливок объектов.

3.1.5. Изменение контура объекта

У контура объекта можно изменить стиль, толщину и цвет. Для этого используются окна с выпадающими списками на панели инструментов

3.2. Группировка объектов

Можно объединить несколько объектов в группу, чтобы они действовали как один объект. Все объекты в группе можно перемещать и преобразовывать как один объект. Кроме того, возможно изменение свойств (например, размера линии, цвета заливки) всех объектов в группе как в целом, так и по отдельности. Группы могут быть временными или назначенными. Временная группа действует до тех пор, пока все объединенные в группу объекты выделены. Назначенная группа сохраняется до тех пор, пока не будет разгруппирована с помощью команды меню. Группы также можно группировать в другие группы. Действия, применяемые к группе, не оказывают влияния на взаиморасположение отдельных объектов в группе.

3.2.1. Группировка объектов

Для того, чтобы сгруппировать несколько объектов, выделите объекты, которые требуется сгруппировать, и выберите команду Изменить — Сгруппировать . Например, можно сгруппировать все фрагменты сложенного паззла, чтобы переместить и изменить его размер как одного объекта. После выполнения группировки объектов при выделении какой-либо части группы будет выделена вся группа

3.2.2. Выделение объектов в группе

Отдельные объекты в группе выделяются при вводе этой группы. Дважды щелкните группу, чтобы ввести ее, и щелкните объект, чтобы выделить его. Кроме того, в этом режиме можно добавлять объекты в группу или удалять их из группы. Объекты, не входящие в группу, окрашены серым цветом. Чтобы изменить группу, дважды щелкните в любом месте внутри этой группы.

3.3. Объединение фигур

Объединенные графические объекты действуют как сгруппированные, за исключением того, что нельзя войти в группу для изменения отдельных объектов

Чтобы комбинировать двумерные объекты, выполните следующие действия:

выберите несколько двумерных объектов;

выберите команду Изменить — Объединить .

В отличие от групп комбинированные объекты принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения. При разделении объединенных объектов свойства исходных объектов не сохраняются. В местах перекрывания объектов при их объединении появляются пустые пространства. На рисунке представлены объекты до объединения (слева) и после объединения (справа).

3.4. Построение фигур

При построении фигур можно воспользоваться командами

Фигуры — Объединить , Вычесть и Пересечь и применить их к нескольким объектам.

Построенные фигуры принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения.

Чтобы построить фигуру:

Выберите несколько двумерных объектов.

Откройте меню Изменить — Фигуры и выберите один из следующих параметров:

Объединить Вычесть Пересечь .

Так же можно воспользоваться контекстным меню

3.5. Расположение объектов

Каждый объект, размещаемый в документе, последовательно располагается сверху предыдущего объекта. Чтобы изменить порядок размещения выделенного объекта, выполните следующие действия:

Выделите нужный объект.

Выберите команду Изменить — Расположить , чтобы вызвать соответствующее меню и выбрать один из вариантов размещения.

На передний план

. Помещает объект поверх всех остальных.

. Перемещает объект на одно место вперед в ряду остальных.

. Перемещает объект на одно место назад в ряду остальных.

. Помещает объект позади всех остальных.

. Размещает объект за указанным объектом.

Расположение одного объекта за другим

Щелкните объект, который нужно переместить.

Изменить — Расположить и в открывшемся меню выберите команду За объектом . Указатель мыши принимает форму руки.

Щелкните объект, позади которого следует разместить выбранный объект.

Изменение взаимного расположения двух объектов

Выделите оба объекта, щелкнув их при нажатой клавише SHIFT .

Выберите команду Изменить — Расположить и в открывшемся меню выберите команду Обратный порядок .

Для выполнения этих операций можно также воспользоваться контекстным меню

3.6. Дублирование объектов

Дублирование объектов позволяет создавать любое количество копий какого-либо объекта, идентичных или отличающихся расположением, размером, ориентацией и цветом.

В следующем примере путем дублирования одного изображения создается 10 одинаковых изображений. Попробуйте выполнить самостоятельно следующие действия.

Нарисуйте вишенки, используя инструмент эллипс , радиальную градиентную заливку — для вишенок, инструмент эллипс , заливку цветом и поворот — для листка, инструмент по лилиния — для рисования ветки. Сгруппируйте объекты. Уменьшите готовое изображение до нужного размера.

Выделите изображение вишенок и выберите команду Правка — Дублировать .

Введите в поле Число копий значение 10.

Нажмите кнопку OK , чтобы создать дубликаты. Теперь вы можете при помощи мыши расположить дубликаты произвольным образом


3.7. Выравнивание и распределение объектов

3.7.1. Выравнивание объектов

Функция Выравнивание позволяет выравнивать объекты по отношению друг к другу или к странице. Рассмотрим выравнивание объектов на примере созданных ранее дублированных объектов. (Имеется 10 одинаковых изображений вишенок, произвольным об-

разом располагающихся на холсте).

Выделите все нужные объекты, т. е. все те объекты, которые вы хотите выровнять.

Откройте меню Изменить — Выравнивание и выберите один из параметров выравнивания. Так как в нашем случае объекты имеют одинаковую высоту, выстроить их в ряд можно любым из трех возможных способов — выровнять сверху, снизу или по центру. Так же для выполнения этих операций можно воспользоваться контекстным меню


3.7.2. Распределение объектов

Если выбрано более двух объектов, можно воспользоваться командой Распределение , чтобы поровну распределить вертикальное и горизонтальное пространство между объектами. В примере, рассмотренном выше, вишенки выровнены по верху, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Попробуем расположить их через равные интервалы. Для этого выполните действия, описанные ниже.

Выделите все объекты, которые нужно распределить.

Выберите команду Изменить — Распределение .

Выберите параметры распределения по вертикали и по горизонтали и нажмите кнопку ОК .

В нашем случае нужно выбрать горизонтальное распределение через интервал.

Выделенные объекты будут равномерно распределены по горизонтали. Два крайних объекта служат контрольными точками и не перемещаются при применении команды Распределение .

Сгруппируйте полученные объекты, чтобы они оставались зафиксированными в нужном положении друг относительно друга. (Важно! Ни в коем случае не группируйте объекты до распределения. В этом случае выполнить распределение просто не удастся.)

Создайте прямоугольник произвольного цвета и поместите его на задний план. Выделите группу вишенок и прямоугольник и выровняйте указанным выше способом сначала по центру вертикально, потом по центру горизонтально. Сгруппируйте все объекты. Результат представлен на рисунке.


3.8. Изменение контура объекта

Контуры готового объекта можно изменить. Для этого объект предварительно должен быть преобразован в кривую

Для того, чтобы редактировать контур объекта, преобразованного в кривую, нужно выбрать значок Изменение геометрии на панели Рисование . Можно изменять контур, потянув за маркер на контуре (узел). Имеется возможность создавать новые узлы на контуре.

4. Создание блок-схем в DRAW

4.1. Рисование функциональной схемы некоторого процесса

Используя инструмент Прямоугольник на панели Рисование, рисуем функциональный блок требуемого размера. Задаем толщину линий (0,05 см) и заливку (серый). Отметив пункт Формат-Положение и размер-Размер (или нажав F4 ), защищаем блок от изменения.

Кликнув два раза на блоке, вводим внутрь блока нужный текст. Опциями шрифта ( Формат-Символы-Кегль и Масштаб по ширине) подгоняем текст под размер блока. Используя метод Копировать-Вставить , размещаем оставшиеся блоки


После того, как нужное количество блоков создано, расположим их на листе нужным образом. Для этого удобно использовать инструменты выравнивания. (Открыть меню ИзменитьВыравнивание и выбрать нужный параметр выравнивания).

В примере, приведенном на рисунке ниже, блоки действие 1 , действие 2 и действие 3 выровнены по верху, затем блоки действие 3 , действие 4 и действие 5 выровнены по правому краю, и блоки действие 5 и действие 6 – по нижнему краю.

Теперь необходимо соединить блоки при помощи соединительных линий . Разные виды соединительных линий можно выбрать из выпадающего меню на панели рисование .

После того, как будет выбран нужный инструмент, курсор изменит внешний вид, а блоки, при наведении на них курсора, будут содержать точки на контурах, к которым можно прикреплять линию соединения. При необходимости можно добавить к стандартным точкам и другие точки соединения.

4.2. Создание блок-схемы программы

Для того, чтобы создать блок-схему алгоритма или программы, нужно, на первом этапе, создать нужные блоки, выбрав их из выпадающего меню блок-схемы на панели рисование . Расположим блоки на листе нужным образом. (Для этого удобно использовать выравнивание). Установим для блоков толщину линии 0,05 см и удалим заливку. Соединим приготовленные блоки соединительными линиями со стрелками, выбрав нужный инструмент из выпадающего меню на па нели рисование. Выполнив двойной щелчок на блоке, введем внутрь блока нужный текст.




Создание структурной схемы начинаем с построения дерева подсистем первого уровня. Для этого, используя инструмент Прямоугольник , размещаем на схеме один большой блок и один поменьше. Задаем толщину линий 0,05 см и цвет заливки – белый. Копируем и размещаем требуемое количество блоков. Располагаем блоки нужным образом, используя инструменты Выравнивание и Распределение из меню Изменить .

Помещаем текст в блоки. Аналогично размещаем прямоугольники поменьше. Соединяем их друг с другом по боковым сторонам и с блоками первого уровня

Тема: Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Продолжительность: 1х40

Тип урока: комбинированный

Цель урока : познакомить учащихся с правилами вставки графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Образовательная: сформировать у учащихся понятие графических объектов текстового процессора, правила вставки автофигур в документ Open Office. Org. Writer и умение работать с автофигурами.

Развивающая: развивать внимательность, воображение, тво спос-и. Уважение к труду дизайнера.

Воспитательная: Эстетическое воспитание. Воспитание культуры поведение на уроке, умение слушать.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, маркерная доска, презентация.

1. Орг. момент (2 мин.)

2. Проверка знаний (тестирование) (10 мин.)

3. Изучение нового материала (10 мин.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

5. Закрепление материала (10 мин.)

6. Информирования о домашнем задании (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок информатики проведу у вас я, меня зовут Виктория Алексеевна. Я студентка 4 курса отделения информатики педагогического колледжа, мне нужно провести у вас несколько уроков.

Какую последнюю тему вы изучали? Сегодня мы с вами выполним тест по изученным темам «Маркеры и таблицы».

(раздою тест). На выполнения теста вам 7 – 10 минут. Посмотрите на листочки с тестами, в каждом вопросе есть варианты ответов. Обратите внимания на 9 и 11 вопрос. В 9 вопросе нужно провести соответствия, например, 1А 2Б. В 11 нужно словами написать, как называются выделенные места в таблице. Тест выполняем на листочках, которые я вам раздала. Пишем фамилию, имя, класс и подгруппу. Начинаем выполнять. Поднимите руку, кто не понял?

3. Изучения нового материала

(раздою опорный конспект каждому на парту, демонстрирую презентацию).

Слайд 1. Запишите тему сегодняшнего урока: «Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer».

Слайд 2. Open Office. Org. Writer имее такие функции, как вставку автофигур, вставку текстовых эффектов и непосредственно вставку рисунков из файла. Сегодня рассмотрим вставку автофигур.

Слайд 3. Для того что бы начать работу с автофигурами нужно вывисти панель рисования на рабочую облость. Для этого заходим «вид», «панель инструментов» и на против «рисования» ставим галочку и панель выносится на рабочую облость.

Слайд 4. Автофигуры находятся на панели рисования. Основные автофигуры это: когда мы нажимаем на кнопку «основные фигуры», у нас появляются все основные фигуры, которые есть, это например кружок, ромб и т.д., далее находятся фигуры-символы , при нажатии мы так же видим все фигуры и символы, которые здесь отображаются, далее находятся блочные стрелки при нажатии этой кнопки мы также видим все блочные стрелки, которые есть, дальше схемы , так же при нажатии мы видим разновидность схем, далее опять мы видим выноски , но здесь мы сами можем выбрать какую выноску нам надо в отличии от первой кнопки под этим названием, далее идет кнопка звезды , так же при нажатии мы видим разновидность звезд. Вот такие основные автофигуры расположены на панели рисования.

Для чего же предназначены автофигуры? Как вы думаете ребята? Правильно, для создания рисунков, схем.

Слайд 5. Давайте подробней рассмотрим алгоритм (последовательность действий) вставки автофигур:

1. На панели рисования находим ту фигуру, которая нам нужна.

2. Переводим курсор в документ и при нажатии левой кнопки мыши «растягиваем» объект.

3. Также можно изменить цвет фигуры. На рисунки нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем «область» и выбираем цвет, который нам нужен, нажимаем ок.

Записывают тему урока.

Записывают названия основных автофигур у себя в конспектах

Для создания рисунков, схем.

Записывают алгоритм вставки автофигур.

4. Подведения итогов

· Какие граф объекты есть в Open Office. Org. Writer?

· Как показать панель рисования?

· Какие фигуры есть на панели?

Автофигуры, эффектный текст, вставка рис. Из файла

Отвечают по очереди.

6. Информация о домашнем задании

Дома повторить, то, что мы изучали на уроке.

5. Закрепления материала

Слайд 6. Посмотрите на доску. Вам нужно создать примерно такой же рисунак с помошью автофигур, опорным конспектом можно пользоваться. На всю работу минут 8, и я начну проверять. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем выполнять.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Тип урока: комбинированный

Цель урока : познакомить учащихся с правилами вставки графических объектов в Open Office. Org. Writer.

Образовательная: сформировать у учащихся понятие графических объектов текстового процессора, правила вставки автофигур в документ Open Office. Org. Writer и умение работать с автофигурами.

Развивающая: развивать внимательность, воображение, тво спос-и. Уважение к труду дизайнера.

Воспитательная: Эстетическое воспитание. Воспитание культуры поведение на уроке, умение слушать.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, маркерная доска, презентация.

Предварительная подготовка учителя: ИО на доске.

  1. Орг. момент (2 мин.)
  2. Проверка знаний (тестирование) (10 мин.)
  3. Изучение нового материала (10 мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Закрепление материала (10 мин.)
  6. Информирования о домашнем задании (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок информатики проведу у вас я, меня зовут Виктория Алексеевна. Я студентка 4 курса отделения информатики педагогического колледжа, мне нужно провести у вас несколько уроков.

Какую последнюю тему вы изучали? Сегодня мы с вами выполним тест по изученным темам «Маркеры и таблицы».

(раздою тест). На выполнения теста вам 7 – 10 минут. Посмотрите на листочки с тестами, в каждом вопросе есть варианты ответов. Обратите внимания на 9 и 11 вопрос. В 9 вопросе нужно провести соответствия, например, 1А 2Б. В 11 нужно словами написать, как называются выделенные места в таблице. Тест выполняем на листочках, которые я вам раздала. Пишем фамилию, имя, класс и подгруппу. Начинаем выполнять. Поднимите руку, кто не понял?

3. Изучения нового материала

(раздою опорный конспект каждому на парту, демонстрирую презентацию).

Слайд 1. Запишите тему сегодняшнего урока: «Вставка графических объектов в Open Office. Org. Writer».

Слайд 2. Open Office. Org. Writer имее такие функции, как вставку автофигур, вставку текстовых эффектов и непосредственно вставку рисунков из файла. Сегодня рассмотрим вставку автофигур.

Слайд 3. Для того что бы начать работу с автофигурами нужно вывисти панель рисования на рабочую облость. Для этого заходим «вид», «панель инструментов» и на против «рисования» ставим галочку и панель выносится на рабочую облость.

Слайд 4. Автофигуры находятся на панели рисования. Основные автофигуры это: линия, прямоугольник, эллипс, многоугольник, объект кривых, полилиния, текстовые, дуга окружности, выноски, основные фигуры, когда мы нажимаем на кнопку «основные фигуры», у нас появляются все основные фигуры, которые есть, это например кружок, ромб и т.д., далее находятся фигуры-символы , при нажатии мы так же видим все фигуры и символы, которые здесь отображаются, далее находятся блочные стрелки при нажатии этой кнопки мы также видим все блочные стрелки, которые есть, дальше схемы , так же при нажатии мы видим разновидность схем, далее опять мы видим выноски , но здесь мы сами можем выбрать какую выноску нам надо в отличии от первой кнопки под этим названием, далее идет кнопка звезды , так же при нажатии мы видим разновидность звезд. Вот такие основные автофигуры расположены на панели рисования.

Для чего же предназначены автофигуры? Как вы думаете ребята? Правильно, для создания рисунков, схем.

Слайд 5. Давайте подробней рассмотрим алгоритм (последовательность действий) вставки автофигур:

  1. На панели рисования находим ту фигуру, которая нам нужна.
  2. Переводим курсор в документ и при нажатии левой кнопки мыши «растягиваем» объект.
  3. Также можно изменить цвет фигуры. На рисунки нажимаем правой кнопкой мыши, выбираем « область» и выбираем цвет, который нам нужен, нажимаем ок.

Записывают тему урока.

Записывают названия основных автофигур у себя в конспектах

Для создания рисунков, схем.

Записывают алгоритм вставки автофигур.

4. Подведения итогов

  • Какие граф объекты есть в Open Office. Org. Writer?
  • Как показать панель рисования?
  • Какие фигуры есть на панели?

Автофигуры, эффектный текст, вставка рис. Из файла

Отвечают по очереди.

6. Информация о домашнем задании

Дома повторить, то, что мы изучали на уроке.

5. Закрепления материала

Слайд 6. Посмотрите на доску. Вам нужно создать примерно такой же рисунак с помошью автофигур, опорным конспектом можно пользоваться. На всю работу минут 8, и я начну проверять. Рассаживаемся за компьютеры и начинаем выполнять.

Разделы: Информатика

Цели урока: научить учащихся работать с изображениями в текстовом процессоре (вставлять в текст изображения, выполнять основные операции над изображениями, допустимые данной программой).

Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствование знаний по содержанию текстового процессора Open Office. Org Writer; формирование умений и навыков работы с изображениями при выполнении практических заданий.
  • Развивающие: развитие умений работать в альтернативных некоммерческих текстовых процессорах (Свободное программное обеспечение).
  • Воспитывающие: воспитание культуры труда при работе с компьютерным оборудованием и программным обеспечением.

Оборудование: ноутбук, компьютерный класс, интерактивная доска.

Программное обеспечение: ОС Linux, текстовый процессор Open Office. Org Writer.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Новый материал.
  5. Закрепление (Практическая работа).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, цели. Проверка отсутствующих, инструктаж по ТБ.

II. Проверка домашнего задания (в письменной форме)

  1. Определение текстового редактора.
  2. Что такое редактирование?
  3. Какие пункты меню нужно набрать, чтобы изменить значения параметров страницы?
  1. Определение текстового процессора.
  2. Что такое форматирование?
  3. Команда запуска программы Open Office Org Writer.
  4. Какие пункты меню нужно набрать, чтобы открыть окно для форматирования символов?

III. Актуализация знаний

Часто при работе с текстовым документом нам приходиться всавлять различные картинки, фотографии, схемы. При этом документ приобретает более красочный вид.

? Какие бывают изображения? (Векторные и растровые).

Векторная графика (Vector drawing)

Вид кодировки графических изображений, основанный на геометрии, но не точек (как в растровой графике), а кривых. В отличие от растра векторное изображение состоит из отдельных линий-направляющих (векторов) которые образуют изображение. Векторные изображения занимают сравнительно небольшой объем и легки в редактировании. Любой элемент картинки может быть изменен отдельно от других. Изображение легко меняет размер не теряя качества и сохраняя первоначальную композицию (расположение элементов). Изображения векторной графики просты по визуальному восприятию и в основном выглядят «нарисованными».

Растровая графика (Raster drawing)

Изображения в растровой графике состоят из отдельных точек различных цветов, образующих цельную картину (наподобие мозаики) Типичным примером растровой графики служат отсканированные фотографии или изображения созданные в графическом редакторе PhotoShop. Применение растровой графики позволяет добиться изображения высочайшего фотореалистичного качества. Но такие файлы очень объемны и трудноредактируемы (каждую точку приходиться подправлять вручную) При изменении размеров качество изображения ухудшается. Изображение (объект) может быть монохромным (штриховым), черно-белой фотографией (в градациях серого) и цветным. Любой рисунок можно представить набором мозаичных точек.

IV. Работа с изображениями в OpenOffice.org Writer

Кроме работы с текстом, редактор OpenOffice.org Writer позволяет включить в документ рисунок. При этом графический объектможно нарисовать, воспользовавшись средствами OpenOffice.org , иливставить в текст уже готовый рисунок, хранящийся в файле накомпьютере (или сменном носителе).

Для работы с графическими объектами следует воспользоватьсяпанелью инструментов Рисование . (Напомним: в меню Вид найтикоманду Панели инструментов и в раскрывшемся подменюустановить галочку рядом с названием панели инструментов Рисование ).

На панели инструментов Рисование выбираютсяобъекты, которые необходимо нарисовать. При выделении объектаоткрывается панель Свойства рисунка , которая чаще всегорасполагается после панели инструментов Стандартная (рис.). Напанели Свойства рисунка находятся команды для редактированияграфических объектов: изменения цвета контура и заливки, изменениятолщины и типа линий, придания автофигуре объема и т. д.

Если необходимо вставить в текст уже готовый рисунок, хранящийся в файле, воспользуйтесь командой Вставка → Изображение → Из файла . Эта команда открывает диалоговое окно, которое позволяет найти и выбрать нужный файл в памяти компьютера.

Редактировать вид и положение такого графического объекта в тексте возможно с помощью контекстного меню (изменить размеры изображения, способ обтекания его текстом, область и т.д.) либо двойной щелчок по изображению и откроется окно «Изображение» в котором можно произвести необходимые настройки.

Граничные линии

Граничную линию можно вставить:

  • либо Меню: Сервис/Галерея
  • либо На панели Форматирования кнопка Галерея.

Колонтитулы

Колонтитул можно вставить:

  • либо Меню: Вставка/Верхний (Нижний) колонтитул
  • либо Меню: Формат/Страница/ Вкладка Верхний (Нижний колонтитул)

V. Практическая работа

VI. Подведение итогов урока

? Что мы узнали на уроке?

Выставление оценок за урок.

В этой главе рассмотрена работа режимов рисования. Для того, чтобы вызвать этот режим, нужно щелкнуть по кнопке — . При этом внизу окна появится панно с режимами, которые показаны на рисунке ниже. Сначала дано краткое описание режимов работы, затем развернутое. При работе с рисунком нужно учитывать, что их наличие в тексте увеличивает размер файла, поэтому значительное количество рисунков лучше хранить в отдельных файлах, организовав к ним ссылку.

выделение объектов в рисунке. Для этого нажмите на кнопку, затем на фигуру, которую нужно выделить, например, прямую линию. При этом на экране появятся квадраты на концах линии, как это показано на рисунке справа . Эту линию можно перетащить на другое место. Для этого нужно подвести курсор на линию, нажать на левую кнопку мыши, и, не отпуская ее перенести на другое место. Можно также перетащить зеленые квадраты, при этом конец линии переместится, а второй конец останется на месте;

Вставка прямой линии. Нажмите на кнопку, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться начало линии, и нажмите на левую клавишу мыши. Далее, не отпуская ее, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться ее конец, – при этом на экране будет высвечиваться прямая от начальной точки до курсора, после чего отпустите кнопку мыши. На экране останется прямая линия, которая имеет на концах два зеленых квадратика.

Чтобы нарисовать линию, которая должна быть вертикальной или горизонтальной, либо иметь наклон 0, 45, 90 градусов, нажмите на клавишу Shift . После чего линия будет скачком перемещаться под указанными углами;

вставка прямоугольника. режим позволяет нарисовать прямоугольники или квадраты. Чтобы нарисовать прямоугольник, нажмите на кнопку, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться угол прямоугольника, и нажмите на левую клавишу мыши. Далее, не отпуская ее, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться противоположный угол, при этом на экране будет высвечиваться прямоугольник от начальной точки до курсора, после чего отпустите кнопку мыши. На экране останется прямоугольник, который имеет на концах и в середине линий по квадратику. Чтобы нарисовать квадрат, перед его прорисовкой нажмите на клавишу Shift . Этот прямоугольник можно перетащить на другое место. Для этого нужно подвести курсор на прямоугольник, нажать на левую кнопку мыши, и, не отпуская ее перенести на другое место. Можно также перетащить зеленые квадраты, при этом линии, на которых находится квадрат также переместятся;

режим позволяет нарисовать овалы и круги. Чтобы нарисовать овал, нажмите на кнопку, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться угол прямоугольника, в который будет вписан овал, и нажмите на левую клавишу мыши. Далее, не отпуская ее, подведите курсор мыши на то место, где будет находиться противоположный угол, – при этом на экране будет высвечиваться овал, – после чего отпустите кнопку мыши. На экране останется овал, который имеет на концах и в середине описанного прямоугольника по квадратику. Чтобы нарисовать круг, перед рисованием овала нажмите на клавишу Shift . Также можно перенести как саму фигуру, так и зеленые квадраты при помощи мышки;

Позволяет нарисовать полилинию, то есть линию, где проходит курсор. Также эту фигуру можно переносить как всю, так и при помощи квадратов изменять ее форму;

этот режим позволяет установить прямоугольник с помещенным внутри него текстом. Прямоугольник рисуется аналогично режиму рисования прямоугольника, далее, после его установки, внутри появится мигающий вертикальный курсор, после чего можно вводить текст с клавиатуры. Прямоугольник можно также перемещать по документу, как весь, так и изменять размеры прямоугольника при помощи зеленых квадратов. Также и другие фигуру, которые будут описаны далее, также можно перетаскивать и менять их размеры, о чем уже писать не будем;

— позволяет создавать выноски, как это показано на рисунке справа;
позволяет нарисовать разные фигуры. Если нажать на кнопку, то появится ромб. Если нажать на треугольник, который находится справа от кнопки, то появится панно с различными фигурами, как это показано на рисунке слева. Можно выбрать другую фигуру, которая появится на кнопке;

Далее находятся несколько кнопок (), которые также позволяют вставить несколько фигур. Табло с фигурами показаны на рисунках ниже. Отметим, что после построения фигуры также можно ввести в нее текст.

— позволяет вставить создавать довольно интересные надписи, как это показано на рисунке ниже.

Для того, чтобы создать подобную надпись, нужно сначала нажать на кнопку данного режима. Появится следующее окно.

Выберем стиль, который нас привлекает и щелкнем по данному значку в окне. В документе появится данная надпись, как это показано на рисунке ниже.

Отметим, что помимо самой фигуры сверху от нее появятся два панно, которые позволяют вращать надпись в разных направляениях, указывать направление тени, освещения и прочее (при вращении фигуры на одну и ту же кнопку можно нажимать несколько раз).

Так как надпись легла с левой границы страницы по правую, то сначала уменьшим эту фигуру. Для этого перемести зеленые квадраты. На следующем шаге заменим текст надписи. Для этого дважды щелкнем по этой надписи.

Затем щелкнем левой кнопкой мыши, когда ее указатель находится вне этой надписи.

Как сделать блок схему в опен офис

Open Office Draw

OpenOffice.org Draw. Это достаточно простой и в то же время функциональный векторный графический редактор, являющийся частью пакета OpenOffice.org. К несомненным достоинствам этого редактора следует отнести удобный интерфейс, единый для всех офисных приложений и,

как следствие, привычный пользователю. Редактор может использоваться для построения схем, диаграмм, создания иллюстраций, в школьном курсе как база для изучения векторной графики.

1. Введение в OpenOffice.org Draw

OpenOffice.org Draw является векторным графическим редактором. OpenOffice.org Draw позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. Кроме того, можно вставлять в рисунки таблицы, диаграммы, формулы и другие элементы, созданные в программах OpenOffice.org. Данное приложение очень удобно использовать для создания блок-схем, диаграмм и чертежей. Объекты векторной графики создаются в OpenOffice.org Draw с использованием линий и кривых, определенных с помощью математических векторов. Векторы описывают линии, эллипсы и многоугольники в соответствии с их геометрией.

Приложение OpenOffice.org Draw является частью пакета OpenOffice.org, имеет привычный пользователю интерфейс, единый для всех программ офисного пакета, что облегчает освоение приемов работы с редактором.

С помощью OpenOffice.org Draw можно создавать простые объемные объекты, например кубы, сферы и цилиндры, и даже изменять освещение объектов.

Запуск программы можно осуществить несколькими способами. Если используется дистрибутив Линукс Мастер , для запуска программы нужно в меню Пуск выбрать раздел Офис и в нем выбрать Векторная графика (OpenOffice.org Draw) . Следует учесть, что если используется другой дистрибутив, или дистрибутив Линукс Ма-

стер настроен по-другому, запуск программы может осуществляться иначе.

Для сохранения работы нужно в меню Файл выбрать пункт Сохранить как . По умолчанию программа предлагает сохранить работу в формате odg .

Программа OpenOffice.org Draw позволяет экспортировать файлы в различных графических форматах, например BMP, GIF, JPG и PNG.

2. Интерфейс программы

Как уже упоминалось ранее, приложение OpenOffice.org Draw имеет стандартный для офисного пакета интерфейс.

Чтобы использовать команды меню, необходимо выбрать окно, содержащее документ, с которым будет выполняться работа. Подобным образом необходимо выделить объект в документе, чтобы использовать команды меню, связанные с объектом. Эти меню зависимы от контекста. То есть доступными будут те пункты меню, которые связаны с работой, выполняемой в текущий момент. Если курсор установлен на тексте, будут доступны все пункты меню, необходимые для редактирования текста. Если выделен графический объект в документе, будут доступны все пункты меню, которые можно использовать для редактирования графических объектов.

Панель Рисование содержит основные инструменты для рисования.

Соединительные линии. Открыв панель инструментов Соединительные линии, можно добавлять в слайд соединительные линии объектов. Соединительная линия связывает объекты друг с другом и остается прикрепленной к ним даже при перемещении объектов. При копировании объекта, имеющего соединительную линию, она копируется вместе с объектом.

Существуют четыре типа соединительных линий:

● стандартная (с поворотами на 90 градусов);

● подогнутая (из двух звеньев);

Изменение геометрии. Позволяет изменять точки на рисунке.

Выравнивание. Изменение выравнивания выделенных объектов.

Чтобы добавить или удалить какую-либо панель, нужно выбрать пункт Панели инструментов в меню Вид . По умолчанию пользователю предлагается использовать лист формата А4 в книжной ориентации. Для того чтобы изменить исходные параметры страницы, нужно в меню Формат выбрать пункт Страница.

3. Объекты и работа с ними

3.1. Контуры и заливка объектов

3.1.1. Заливка цветом

Для создания объектов используется панель Рисование , подробно описанная в предыдущей главе.

Каждый объект имеет контур и заливку. Простейшее редактирование контуров и заливок доступно с панели Линии и заливка.

Объект может иметь четыре разных типа заливки (цвет, градиент, штриховка, растровая текстура) или вовсе не иметь заливки.

Для того чтобы применить к объекту сплошную заливку цветом, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Цвет , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора цветов.

При желании пользователь может составить собственный цвет и добавить его в таблицу цветов.

Чтобы определить дополнительный цвет:

Выполните одно из следующих действий:

3.1.2 Градиентная заливка

Для того чтобы применить к объекту градиентную заливку, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Градиент , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов.

Разрешается создавать собственные и изменять существующие градиенты, а также сохранять и загружать список файлов градиентов.

Создание пользовательского градиента

Изменение свойств градиента, а также прозрачности рисованного объекта можно выполнять с помощью мыши.

3.1.3. Заливка штриховкой

Для того чтобы применить к объекту заливку штриховкой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Штриховка , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

3.1.4. Заливка растровой текстурой

Для того чтобы применить к объекту заливку растровой текстурой, нужно выбрать из выпадающего списка на панели инструментов вариант Растровое изображение , а из соседнего выпадающего списка нужный вариант из готового набора шаблонов

У пользователя есть возможность добавлять собственные растровые изображения в список текстур для дальнейшего использования их в качестве заливок объектов.

3.1.5. Изменение контура объекта

У контура объекта можно изменить стиль, толщину и цвет. Для этого используются окна с выпадающими списками на панели инструментов

3.2. Группировка объектов

Можно объединить несколько объектов в группу, чтобы они действовали как один объект. Все объекты в группе можно перемещать и преобразовывать как один объект. Кроме того, возможно изменение свойств (например, размера линии, цвета заливки) всех объектов в группе как в целом, так и по отдельности. Группы могут быть временными или назначенными. Временная группа действует до тех пор, пока все объединенные в группу объекты выделены. Назначенная группа сохраняется до тех пор, пока не будет разгруппирована с помощью команды меню. Группы также можно группировать в другие группы. Действия, применяемые к группе, не оказывают влияния на взаиморасположение отдельных объектов в группе.

3.2.1. Группировка объектов

Для того, чтобы сгруппировать несколько объектов, выделите объекты, которые требуется сгруппировать, и выберите команду Изменить — Сгруппировать . Например, можно сгруппировать все фрагменты сложенного паззла, чтобы переместить и изменить его размер как одного объекта. После выполнения группировки объектов при выделении какой-либо части группы будет выделена вся группа

3.2.2. Выделение объектов в группе

Отдельные объекты в группе выделяются при вводе этой группы. Дважды щелкните группу, чтобы ввести ее, и щелкните объект, чтобы выделить его. Кроме того, в этом режиме можно добавлять объекты в группу или удалять их из группы. Объекты, не входящие в группу, окрашены серым цветом. Чтобы изменить группу, дважды щелкните в любом месте внутри этой группы.

3.3. Объединение фигур

Объединенные графические объекты действуют как сгруппированные, за исключением того, что нельзя войти в группу для изменения отдельных объектов

Чтобы комбинировать двумерные объекты, выполните следующие действия:

В отличие от групп комбинированные объекты принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения. При разделении объединенных объектов свойства исходных объектов не сохраняются. В местах перекрывания объектов при их объединении появляются пустые пространства. На рисунке представлены объекты до объединения (слева) и после объединения (справа).

3.4. Построение фигур

При построении фигур можно воспользоваться командами Фигуры — Объединить , Вычесть и Пересечь и применить их к нескольким объектам.

Построенные фигуры принимают свойства самого нижнего объекта в порядке размещения.

Чтобы построить фигуру:

Так же можно воспользоваться контекстным меню

3.5. Расположение объектов

Каждый объект, размещаемый в документе, последовательно располагается сверху предыдущего объекта. Чтобы изменить порядок размещения выделенного объекта, выполните следующие действия:

На передний план . Помещает объект поверх всех остальных.

Переместить вперед . Перемещает объект на одно место вперед в ряду остальных.

Переместить назад . Перемещает объект на одно место назад в ряду остальных.

На задний план . Помещает объект позади всех остальных.

За объектом . Размещает объект за указанным объектом.

Расположение одного объекта за другим

Изменение взаимного расположения двух объектов

Для выполнения этих операций можно также воспользоваться контекстным меню

3.6. Дублирование объектов

Дублирование объектов позволяет создавать любое количество копий какого-либо объекта, идентичных или отличающихся расположением, размером, ориентацией и цветом.

В следующем примере путем дублирования одного изображения создается 10 одинаковых изображений. Попробуйте выполнить самостоятельно следующие действия.

3.7. Выравнивание и распределение объектов

3.7.1. Выравнивание объектов

Функция Выравнивание позволяет выравнивать объекты по отношению друг к другу или к странице. Рассмотрим выравнивание объектов на примере созданных ранее дублированных объектов. (Имеется 10 одинаковых изображений вишенок, произвольным об-

разом располагающихся на холсте).

3.7.2. Распределение объектов

Если выбрано более двух объектов, можно воспользоваться командой Распределение , чтобы поровну распределить вертикальное и горизонтальное пространство между объектами. В примере, рассмотренном выше, вишенки выровнены по верху, но находятся на разном расстоянии друг от друга. Попробуем расположить их через равные интервалы. Для этого выполните действия, описанные ниже.

В нашем случае нужно выбрать горизонтальное распределение через интервал.

Выделенные объекты будут равномерно распределены по горизонтали. Два крайних объекта служат контрольными точками и не перемещаются при применении команды Распределение .

Сгруппируйте полученные объекты, чтобы они оставались зафиксированными в нужном положении друг относительно друга. (Важно! Ни в коем случае не группируйте объекты до распределения. В этом случае выполнить распределение просто не удастся.)

Создайте прямоугольник произвольного цвета и поместите его на задний план. Выделите группу вишенок и прямоугольник и выровняйте указанным выше способом сначала по центру вертикально, потом по центру горизонтально. Сгруппируйте все объекты. Результат представлен на рисунке.

3.8. Изменение контура объекта

Контуры готового объекта можно изменить. Для этого объект предварительно должен быть преобразован в кривую

Для того, чтобы редактировать контур объекта, преобразованного в кривую, нужно выбрать значок Изменение геометрии на панели Рисование . Можно изменять контур, потянув за маркер на контуре (узел). Имеется возможность создавать новые узлы на контуре.

4. Создание блок-схем в DRAW

4.1. Рисование функциональной схемы некоторого процесса

Используя инструмент Прямоугольник на панели Рисование, рисуем функциональный блок требуемого размера. Задаем толщину линий (0,05 см) и заливку (серый). Отметив пункт Формат-Положение и размер-Размер (или нажав F4 ), защищаем блок от изменения.

Кликнув два раза на блоке, вводим внутрь блока нужный текст. Опциями шрифта ( Формат-Символы-Кегль и Масштаб по ширине) подгоняем текст под размер блока. Используя метод Копировать-Вставить , размещаем оставшиеся блоки

После того, как нужное количество блоков создано, расположим их на листе нужным образом. Для этого удобно использовать инструменты выравнивания. (Открыть меню ИзменитьВыравнивание и выбрать нужный параметр выравнивания).

В примере, приведенном на рисунке ниже, блоки действие 1 , действие 2 и действие 3 выровнены по верху, затем блоки действие 3 , действие 4 и действие 5 выровнены по правому краю, и блоки действие 5 и действие 6 – по нижнему краю.

Теперь необходимо соединить блоки при помощи соединительных линий . Разные виды соединительных линий можно выбрать из выпадающего меню на панели рисование .

После того, как будет выбран нужный инструмент, курсор изменит внешний вид, а блоки, при наведении на них курсора, будут содержать точки на контурах, к которым можно прикреплять линию соединения. При необходимости можно добавить к стандартным точкам и другие точки соединения.

4.2. Создание блок-схемы программы

Для того, чтобы создать блок-схему алгоритма или программы, нужно, на первом этапе, создать нужные блоки, выбрав их из выпадающего меню блок-схемы на панели рисование . Расположим блоки на листе нужным образом. (Для этого удобно использовать выравнивание). Установим для блоков толщину линии 0,05 см и удалим заливку. Соединим приготовленные блоки соединительными линиями со стрелками, выбрав нужный инструмент из выпадающего меню на па нели рисование. Выполнив двойной щелчок на блоке, введем внутрь блока нужный текст.

4.3. Построение структурной схемы

Создание структурной схемы начинаем с построения дерева подсистем первого уровня. Для этого, используя инструмент Прямоугольник , размещаем на схеме один большой блок и один поменьше. Задаем толщину линий 0,05 см и цвет заливки – белый. Копируем и размещаем требуемое количество блоков. Располагаем блоки нужным образом, используя инструменты Выравнивание и Распределение из меню Изменить .

Помещаем текст в блоки. Аналогично размещаем прямоугольники поменьше. Соединяем их друг с другом по боковым сторонам и с блоками первого уровня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *